Общество Данте Алигьери, основанное в 1889 году группой интеллектуалов во главе с Джошуа Кардуччи, своей главной задачей считает «сохранение и распространение итальянского языка и культуры в мире». Мы пообщались с генеральным секретарем Алессандро Мази чтобы узнать немного больше об этом славном обществе. С самого основания и проходящий до недавнего времени проект Artwireless, ориентированный на современное искусство.

- Если бы Вам нужно было в двух словах охарактеризовать деятельность Общества Данте Алигьери, что бы Вы сказали?

- Это интенсивный и глубокий образ жизни, настолько интенсивный и глубокий, каково наследие языка, искусства и культуры, которые мы продвигаем. Это опыт вне риторики, потому что риторика и прагматика – это два термина, которые не могут сосуществовать вместе. Распространять язык Данте - означает взять на себя большую гражданскую и моральную ответственность, которая может иметь важное значение для будущих поколений.

Una tessera vintage

Старинная карточка Общества Данте Алигьери

- Помимо Вашей лингвистической роли, давайте состредоточимся на Вашем культурном призвании. Как Вы его понимаете?

- Существует обычный рабочий аспект, который я бы назвал «поддержкой» позиций. Сегодня мировой рынок культуры требует максимальной концентрации, и нужно найти правильный ключ, чтобы оценить позиции нашей страны и выбрать точные необходимые варианты, которые часто выходят за рамки стандартных схем. Поэтому, я бы обратил внимание современности на то, что мы проживаем благородную историю нашего прошлого как событие непрерывного прогресса.

- Ваши офисы расположены по всему миру. В каких частях нашей планеты выражен наибольший спрос на итальянский язык и культуру? Какие из ваших офисов работают наиболее активно?

- «Данте» существует уже в почти 70 странах мира, работает около 420 офисов, к которым нужно добавить еще 90 итальянских. Это сложная работа, которая требует большой концентрации и чувствительности, готовности к быстрым социальным изменениям. Если до конца 80-х годов основными культурными традициями был кинематограф и песни, то сейчас это научные открытия, новые культурные проекты, широкое использование средств массовой информации – все это может изменить ось интересов. В любом случае, могу сказать, что с 2008 года по сегодняшний день, то есть тогда, когда на итальянцев обрушился кризис, зарубежная деятельность выросла на 48%, особенно в развивающихся странах.

Alessandro Masi

Алессандро Мази

- Как поддерживается ваша деятельность в финансовом плане? Каково экономическое состояние этого механизма и какова была динамика этого направления в последние годы?

- Финансирование культуры – как финансирование строительства длинного моста, невидимого моста, который соединяет поколения, соединяет века. Если бы богатый банкир Агостино Киджи однажды не предоставил тысячи дукатов для постройки Виллы Фарнезины на Тибре, сегодня у нас не было бы одной из тех драгоценностей, которой завидует весь мир. Сегодня банки финансируют только самих себя, не думая, что богатство на их счетах – это тоже результат инвестиций в образование, в научные исследования и, прежде всего, в искусство.

- Насколько важна ваша роль в поддержке итальянской экономики заграницей и экспорте за границу? Как вы взаимодействуете с бизнесом и корпоративным миром? Какие проекты реализуются или находятся в стадии разработки?

- В 2001 году мы запустили проект с Sole24Ore как часть программы для «Итальянский для бизнеса» в попытках объяснить, что мировая популярность Vespa, Barilla или красных вин Монтальчино является следствием того, что предприниматели, которые поставляют эти продукты, восхищаются так же одним из самых красивых языков в мире. Сегодня ФИАТ больше не является продуктом «Made in Italy», так же как Gucci или Valentino. Как долго, на ваш взгляд, продержатся эти марки на мировом рынке без итальянского культурного фона? Без дизайнера или итальянского художника, который от Деперо до фонтанов изменил судьбу мирового вкуса?

Campo Marzio Palazzo

Campo Marzio, Palazzo Firenze – головной офис Общества Данте Алигьери

- Мы подходим к Expo Milano. Что продемонстрирует Общество Данте на данном событии? Что вы готовите?

- Expo Milano 2015 принесет на мировую арену лучшее из национальной научной и технической продукции, а вместе с ней и наш язык, нашу культуру, и, конечно, наше искусство. Общество Данте Алигьери будет присутствовать в массовом порядке, чтобы подчеркнуть превосходство страны, чьи ресурсы, несмотря ни на что, кажутся бесконечными.

- Вы запустили проект Artwireless, посвященный современному искусству. Что это и какие планируются разработки?

- Несмотря на английское название, очевидно заимствованное из технологий и из Интернет – я не хотел бы и не стал бы итальянизировать иностранные имена, как это делалось в период фашизма – интернет-журнал является еще одним способом развития знаний, в частности, современного искусства. Мы представили, что даже старый добрый «Данте», как образ итальянского средневековья, смог бы поднять целый ряд других квалифицированных журналов данного сектора, всего лучшего, что производят наши художники. Я не говорю об уже признанных художниках и скульпторах. Я говорю о тех, которые приходят и борются за право быть узнанным и признанным. Это жестокая система, которая выбирает, чему суждено продлиться во времени, а чему нет. Это не случайно, что общественность следует за «Данте» с 19 века и до нашего времени.

Массимилиано Тонелли

www.bordeli.biz