Принято думать, что «итальянское» в истории г. Тольятти связано только с его названием, присвоенным Указом Совета Министров СССР от 28 августа 1964 г., и началом возведения в 1966 г. автозавода совместно с компанией ФИАТ. Однако анализ архитектуры некоторых районов города показывает, что это не так: итальянское оказалось привито Тольятти задолго до начала переговоров с ФИАТ, в начале 1950-х гг, когда его еще именовали Ставрополем.

02Появление итальянских мотивов в архитектуре нашего города не является следствием прямых творческих контактов между зодчими двух стран в период разработки генерального плана и архитектурных проектов для нового Ставрополя в начале 1950-х гг. Итальянское пришло в город на Волге опосредованно, через неоклассическую архитектуру рубежа XIX–ХХ вв. и сталинской эпохи.

03Важным творческим ориентиром для ряда советских архитекторов стали произведения итальянского зодчего эпохи Ренессанса Андреа Палладио (1508–1580). Одним из поклонников итальянца являлся архитектор И. В. Жолтовский. Его увлечённость классикой совпала с принципиальной ориентированностью сталинской эпо- хи на ретроспективизм в архитектуре и градостроительстве. Для ленинградской школы преклонение перед Палладио было вовсе естественным: ещё на рубеже XVIII – XIX вв. в городе проектировали знаменитые почитатели этого мастера Д. Кваренги, Ч. Камерон, Н. Львов.

04Проведение послевоенных восстановительных работ на рубеже 1940 – 1950-х гг. и активное возведение новых городов проис- ходило в условиях нехватки специалистов-архитекторов. По этой причине, а также в силу важной идеологической роли Куйбышевского гидроузла, проектирование рабочих посёлков Комсомольский, Шлюзовой и собственно нового Ставрополя было поручено Ленинградскому отделению Гипрогора (Государственный институт проектирования городов).

Шлюзовой задумывался как речной фасад города, что определило композиционную ориентированность микрорайона на прибрежную линию, вдоль которой запроектировали улицу Носова. Здание Управления шлюзов – один из наиболее выразительных местных примеров советского палладианства. Что же в н?м от Палладио? Строгость и лаконичность основных объёмов, большой ордер, колонны которого вытянулись на высоту двух этажей, портик с разорванным фронтоном, трёхчастное «палладианское окно» (иначе – венецианское), камерность образа и отсутствие помпезности, несмотря на общественное значение постройки.

Читатель этой статьи без труда обнаружит сходство между зданием народного суда на улице Карла Маркса и произведениями, соседствующими с ним на странице. Ищите итальянское, оно терпеливо ждёт своего открытия совсем рядом.

 

 

Инна БУРАЯ
кандидат искусствоведения
Фотографии архитектуры г. Тольятти сделаны автором статьи.
Источники двух других изображений: Андреа Палладио. М.:
Комсомольская правда, Директ-Медиа, 2015;

РАЗНОЕ / VARIA 6 мая 2015 г. № 3 (3)