Главный собор Ставрополя по проекту Трезини, 1740-50-е гг.

Главный символ города Ставрополь (греч. - «города святого креста») - Собор Святой Троицы (Троицкий собор) - проектировал Пьетро-Антонио Трезини. Пьетро-Антонио Трези́ни (итал. Pietro Antonio Trezzini, на русский манер Пётр Трезин) (26 сентября 1692 — после 1760) - знаменитый архитектор, работавший преимущественно в Санкт-Петербурге (в 1742—1751 годах — главный архитектор города, представитель архитектурного стиля «петровского барокко»). Родился в Тессинском кантоне итальянской Швейцарии - в местечке Аньо[en] в кантоне Тичино (округ Лугано). Учился в Италии и работал на крупных стройках в Милане под руководством своего отца, потомственного зодчего. 

Имя Пьетро-Антонио Трезини хорошо известно историкам русской архитектуры как высоко профессионального и плодовитого мастера середины XVIII века. П.А. Трезини, получивший профессиональное образование в Италии, с 1726 года находился в Петербурге, где в первое время его деятельность была ограничена проектированием частных построек (преимущественно жилых). С 1732 года он начал выполнять государственные заказы (в том числе при восстановлении Исаакиевского собора после пожара 1735 года), в 1742–1751 годах занимал должность архитектора при Петербургской полицмейстерской канцелярии (по существу – городского архитектора). Наиболее значительным в творчестве Трезини был его вклад в церковную архитектуру середины XVIII века, причем не только столицы, но и провинции. Проекты храмов для провинциальных городов и монастырей остаются до сих пор наименее изученными в творчестве архитектора, а некоторые из них и вовсе неизвестными. К таким произведениям принадлежат два варианта проекта собора в Ставрополе (затопленный в настоящее время город на Волге), хранящиеся в РГАДА (копия второго варианта - в фондах Тольяттинского краеведческого музея).

fakt 1

Проект Пьетро-Антонио Трезини собора в Ставрополе выполнен в двух вариантах. Он уникален как в рамках творчества архитектора П.-А. Трезини, так и на фоне церковного строительства России середины XVIII века, в контексте официального возрождения пятиглавого типа храма. Кнопка Подробнее может быть тут. Инициатором строительства каменного (вместо прежнего деревянного, открытого в 1938г.) Троицкого собора в Ставрополе был оренбургский губернатор Иван Иванович Неплюев. В 1746 году он сообщал в Сенат о необходимости сооружения здесь нового собора, поскольку прежний храм пришел в такую ветхость, что богослужения в нем проводить стало опасно. В том же году находившийся в Оренбурге архитектор Йохан Вернер Мюллер составил проект собора, который получил одобрение местного архиерея Луки, епископа Казанского и Свияжского. Этот проект, с одной стороны, следовал традиционной схеме православной церкви с продольно-осевой композицией, в которой четко выявлялись основные элементы: пятигранный алтарный выступ, одноглавый храм, трапезная и трехъярусная колокольня. С другой стороны, хотя и в несколько примитивной форме, проект отразил новые тенденции европейской архитектуры, которые получили распространение в России в первой половине XVIII века, прежде всего в Петербурге. Сдержанный наружный декор в духе позднего европейского барокко ограничивался широкими пилястрами, подчеркивающими объемную структуру, и рамочными наличниками с клинчатыми замками оконных проемов. Полученный в Сенате проект Мюллера был в 1747 году передан «обретающемуся при главной полиции архитектору Петру Трезину» с тем, чтобы он сочинил другой проект церкви в тех же габаритах, но с пятью главами, а также выполнил сметы для обоих проектов. В том же году Трезини выполнил два варианта проекта ставропольского собора, которые по стоимости превосходили проект Мюллера почти в три раза. Лучшим был признан второй вариант, который после утверждения императрицей отправили в Оренбург для исполнения. Проект был осуществлен в Ставрополе в 1750–1757 годах (в 1813–1815 годах заменен новым храмом, взорванным в 1955 году при переносе Ставрополя на новое место в связи со строительством Куйбышевской ГЭС им.В.И.Ленина). Оба проекта изображают монументальный пятиглавый центрический храм с выразительным силуэтом и тонко проработанным изысканным и разнообразным декором. Ядро композиции составляет крупный цилиндрический световой барабан с деревянным куполом, опирающийся на четыре мощные внутренние опоры сложной формы. Купол имеет двойную оболочку – полуциркульную внутри, торжественно осеняющую пространство храма, и вытянутых пропорций снаружи, усиливающую вертикальную динамику объемной композиции. Купол прорезан круглым отверстием, открывающимся в световой фонарик, увенчанный луковичной главкой. Основной, квадратный в плане объем храма, над которым возвышается купольный барабан с центральной главой, дополнен четырьмя полукруглыми выступами, придающими общей композиции форму квадрифолия. На диагональных осях плановой композиции расположены боковые главы в виде башенок, западная пара которых служила звонницами… Таковы общие черты объемно-пространственной структуры обоих проектов. Существенное различие их заключается в трактовке боковых глав. В первом варианте они поставлены над угловыми частями планового квадрата, во втором – примыкают к его углам в виде самостоятельных вертикальных объемов… Еще одно принципиальное различие двух вариантов заключается в характере соединения основного объема и полукружий. Если в первом случае использован прием простого и четкого соединения двух объемов, то во втором, благодаря заполнению угла кладкой с диагонально выложенной стеной, достигается более слитное соединение двух элементов. По сути, мы имеем здесь дело с противопоставлением ренессансного и барочного подхода к построению архитектурной формы…

Георгий Смирнов «Неизвестный проект Пьетро-Антонио Трезини»